Сервисы
Эксперты дали 4 сценария развития рынка запчастей в России
Аналитики представили четыре возможных сценария развития ситуации на рынке автозапчастей в России, согласно отчету компании Arthur Consulting, доступному для Autonews.ru. Эта информация становится особенно актуальной на фоне роста и старения автомобильного парка страны, что напрямую связано с падением продаж новых автомобилей в последние годы.
С 2019 по 2022 год средний возраст автомобилей увеличивался на 3-6 месяцев за год, однако в 2022 и 2023 годах этот показатель значительно ускорился, составив более 1,5 лет. На июль 2024 года в России насчитывается свыше 32 миллионов автомобилей старше 10 лет, что создает серьезные сложности на рынке оригинальных запчастей, доступ к которым ограничен из-за внешнеэкономической ситуации.
В отчете выделяются четыре сценария дальнейшего развития рынка автозапчастей, основанные на возможных изменениях в санкционном давлении и экономической ситуации в стране. Партнер Arthur Consulting Борис Порецкий поясняет, что прогнозы зависят от того, будет ли отмечаться снижение или укрепление санкционного давления и каким образом будут развиваться экономические реалии.
Первый сценарий
Первый сценарий, так называемый «иранский», предполагает, что санкционное давление останется на высоком уровне, а экономика будет функционировать в условиях жесткой экономии, что приведет к медленному росту автопарка в основном за счет китайских автомобилей и продолжению дефицита автозапчастей.
Второй сценарий
Второй сценарий подразумевает, что, несмотря на санкции, экономика сможет развиваться за счет импортозамещения и появления новых технологий. Возможно, на рынке появятся отечественные автомобили, которые будут конкурировать с китайскими, что поможет снизить остроту дефицита автозапчастей.
Третий сценарий
Третий сценарий включает возможность внутреннего экономического кризиса, даже в условиях ослабления санкций. В этом случае прогнозируется рост импорта на 10-15% и снижение зависимости от поставок из Китая, Турции и Индии, которые занимают лидирующие позиции на рынке.
Четвертый сценарий
Четвертый сценарий, наиболее оптимистичный, предсказывает снижение санкционного давления и оживление экономики, что открывает возможности для роста импорта на 30% к 2028 году, если изменения начнутся уже в 2025 году.
В начале декабря Российский союз автостраховщиков предложил изменения в законодательство, позволяющие осуществлять ремонт автомобилей по ОСАГО с использованием подержанных запчастей.