Автопром

На острие штепселя: как электромобили ускоряют конец нефтяного века

На климатической конференции COP28 в Дубае было много недовольства медленными темпами сокращение потребления ископаемого топлива для борьбы с изменением климата

На климатической конференции COP28 в Дубае было много недовольства медленными темпами сокращение потребления ископаемого топлива для борьбы с изменением климата. Но положительным моментом, на который могут указать делегаты, является растущий по всему миру парк электромобилей, уже оказывающий большое влияние на спрос, пишет Reuters.

Рост продаж электромобилей в последние годы побудил экспертов ускорить свои прогнозы относительно того, когда глобальное потребление нефти достигнет пика, поскольку государственные субсидии и усовершенствованные технологии помогают потребителям преодолевать возникающие на пути «зеленого» трудности.

Международное энергетическое агентство (МЭА), объединяющее 29 промышленно развитых стран, ожидает, что мировое потребление нефти достигнет своего зенита в конце этого десятилетия и составит 103 миллиона баррелей в день. Пик добычи в 105 миллионов баррелей в сутки произойдет в 2040 году.

«Правила игры меняет политическая поддержка перехода к электрификации, что существенно снизило спрос на нефть со стороны транспортного сектора, который был ключевым фактором роста мирового спроса на углеводороды», — сказал Апостолос Петропулос, специалист по энергетическому моделированию в МЭА.

По данным МЭА, на транспорт приходится около 60% мирового спроса на нефть, причем только на Соединенные Штаты приходится около 10%. Эта доля должна снизиться, поскольку МЭА ожидает, что к 2030 году электромобили сократят мировой спрос на нефть примерно на 5 миллионов баррелей в день.

По расчетам МЭА, мировые продажи электромобилей в настоящее время составляют около 13% всех продаж автомобилей и, вероятно, вырастут до 40–45% рынка к концу десятилетия. Это стало возможным благодаря сочетанию все более строгих стандартов эффективности и субсидий, введенных различными правительствами по всему миру после Парижского соглашения 2015 года о сдерживании глобального потепления в пределах 1,5. градусов Цельсия выше доиндустриальной температуры.

Последние меры по субсидированию включают в себя налоговую льготу в размере 7500 долларов США на покупку нового электромобиля в соответствии с Законом США о снижении инфляции, принятую в прошлом году и призванную компенсировать высокие цены.

Хотя эти цифры велики, МЭА заявило, что продажи электромобилей должны быть еще выше – порядка 70% рынка к 2030 году – чтобы соответствовать цели Парижского соглашения по ограничению потепления.

Но смогут ли продажи достичь этих высот, неизвестно.

Производители электромобилей, включая General Motors, Ford в последние недели отложили или отказались от планов по увеличению производства на фоне роста затрат на рабочую силу и признаков того, что рост процентных ставок замедляет экономический рост в США

Однако в долгосрочной перспективе снижение стоимости аккумуляторов для электромобилей вселяет в некоторых исследователей оптимизм.

По мнению отраслевых экспертов, темпы внедрения электромобилей в будущем будут во многом зависеть от цен на электромобили и наличия зарядных станций. Китай имеет преимущество по обоим пунктам.

По данным британской исследовательской компании JATO Dynamics, в середине 2023 года средний электромобиль в Китае стоил 31 165 евро (33 964 доллара США). По данным JATO, самый дешевый электромобиль в Китае оказался на 8% дешевле, чем самый дешевый эквивалентный автомобиль с бензиновым двигателем. Это происходит благодаря огромным государственным субсидиям и легкой доступности редкоземельных элементов, которые имеют решающее значение в производстве электромобилей.

Электромобили занимают около четверти рынка Китая, и ожидается, что страна будет лидером глобального роста этого сегмента.

В Соединенных Штатах, напротив, средняя цена электромобиля составляет более 53 000 долларов, по данным автомобильной исследовательской компании Kelley Blue Book, что примерно на 5 000 долларов больше, чем автомобиль с бензиновым двигателем.

Соединенные Штаты также значительно отстают от Китая по общему количеству общественных зарядных станций. В официальном документе, финансируемом промышленностью, опубликованном в октябре Институтом электрификации, отмечается, что в Соединенных Штатах имеется около 52 000 общественных зарядных станций, в Европе — около 400 000, а в Китае — около 1,2 миллиона.

Тем не менее по данным МЭА, ожидается, что к 2030 году доля электромобилей в общем числе зарегистрированных новых автомобилей в США вырастет до 50%, поскольку водителей привлекают совершенствование технологий, падение цен и перспектива избежать волатильности стоимости топлива на бензоколонках

«Изменения в политической сфере могут удлинить переходный период», — сказал Петропулос из МЭА, имея в виду опасения некоторых производителей электромобилей, что выборы в США в следующем году могут положить начало новому набору политик. — Но в конечном итоге энергопереход происходит уже сейчас».

Популярное

Exit mobile version